Педагогический проект 2021-2024

1. Общие сведения

развернуть

Государственное учреждение образования «Пасекская средняя школа Стародорожского района».

Директор учреждения образования –  Кригер Наталья Сергеевна.

Тема педагогического проекта «Формирование нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию».

Сроки реализации: 2021-2024 годы.

Участники реализации педагогического проекта:

педагогические работники, (согласно приказу директора от 06.09.2021 г. № 191):

Колесник Ирина Сергеевна– руководитель проекта;

Короленя Наталья Григорьевна – руководитель музея;

Манько Наталия Михайловна – учитель начальных классов;

воспитанники и учащиеся учреждения образования.

Социальные партнёры: Пасекский сельский Совет, государственное учреждение культуры «Пасекский клуб-библиотека»

Консультант педагогического проекта – Валужина Ирина Викторовна, заведующий ГУ «Стародорожский районный учебно-методический кабинет»

свернуть

2. Актуальность педагогического проекта

развернуть

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу… Постепенно эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Нет сомнения в том, что гражданственность и патриотизм являются нравственным достоянием человека. Такие качества, как любовь к стране, в которой ты родился, осознание того, что ты связан корнями с чем-то глубинным, осознание принадлежности и уважения к нравственной культуре страны составляет нравственную основу личности.

Общество и государство возлагают на учреждения образования важнейшую задачу: воспитать патриота – подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, гражданина и труженика, защитника Отечества, который готов к служению на благо Родины.

Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества, теряются нравственные ценности подрастающего поколения, углубляются противоречия между старшим поколением и молодёжью.

Важным решением данной проблемы является формирование нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

свернуть

3. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

развернуть

Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив ГУО «Учебно-педагогический комплекс Пасекский детский сад – средняя школа»: заместитель директора по основной деятельности, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, руководитель музея боевой Славы, классные руководители.

Материально-техническое обеспечение

Музей боевой Славы, мультиборд, компьютерная и копировальная техника, телевизор, телеграм - канал.

 Информационное обеспечение

Сайт учреждения образования, музей боевой Славы, библиотечный фонд, информационные стенды.

свернуть

4. Цель и задачи педагогического проекта

развернуть

Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся через повышение эффективности воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:

  1. формировать у учащихся нравственные ценности через гражданско-патриотическое воспитание;
  2. использовать эффективные формы патриотического и гражданского воспитания учащихся во внеклассной и внеурочной работе;
  3. создать систему педагогической поддержки, атмосферу сотрудничества между взрослыми и детьми по гражданско-патриотическому воспитанию;
  4. развивать творческую инициативу, активную гражданскую позицию по патриотическому воспитанию учащихся;
  5. определить критерии и показатели уровней сформированности нравственной воспитанности учащихся;
  6. создать сборник методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию для использования в образовательном процессе.
свернуть

Программа реализации педагогического проекта

развернуть

ПРОГРАММА

реализации педагогического проекта

«Формирование нравственных ценностей у учащихся через  организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию»

Сроки реализации: 2021 – 2024 гг.

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

АВГУСТ - ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА

Задача: подготовить к реализации педагогического проекта

Содержание работы с педагогами, учащимися

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

 (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

1

Знакомство с педагогическим проектом педагогов, учащихся, родителей

План методической работы по проблематике проекта, рекомендации по разработке методического продукта

 

Педагогический совет

Семинар-практикум

Классные часы

Родительское собрание

Интернет-сайт

(август - сентябрь 2021)

Формирование проектной творческой группы.

Состав проектной команды. Распределение обязанностей в группе

2

Организация объединений по интересам, факультативных занятий

Образовательная программа объединений по интересам, факультативных занятий

Объединение по интересам, факультативные занятия

(август - сентябрь 2021)

Календарно-тематическое планирование

3

Подбор и изучение специальной литературы, методических разработок, виртуальных ресурсов

Методические материалы, литература

Заседания творческой группы

(сентябрь-ноябрь 2021)

Рекомендации педагогическим работникам

4

Диагностика педагогов,

диагностика учащихся

Диагностические материалы

Анкетирование

(декабрь 2021)

Анализ диагностических исследований, информационная справка

 

Форма представления результата реализации проекта на I этапе –

 отчет, приложения к отчету в виде таблиц, схем

 

II ЭТАП – ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

ЯНВАРЬ 2022 - ДЕКАБРЬ 2023 ГОДА

Задача: реализация педагогического проекта

Содержание работы с педагогами, учащимися

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

 (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

Направление «Я ↔ Я»

(критерии оценки воспитанности:

отношение к своему будущему, здоровью, отношение к собственной учебной деятельности)

1

Методический семинар «Основные направления в системе гражданско-патриотического воспитания»

Учебная программа семинара

Семинар

 (январь 2022)

Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;

сформированность таких качеств личности, как любознательность, организованность, собранность, эрудиция, широкий кругозор; ответственное отношение к своему здоровью: проявление гигиенических навыков и привычек, отсутствие вредных привычек, инициативность в занятиях спортом, спортивные интересы;

создание

комплекса практических материалов

2

Классный час

«Хочу – могу – надо»

Методическая разработка

Классный час

(январь 2022)

3

Тренинг

«Тайны собственного «Я»

Методическая разработка

Тренинг

(февраль 2022)

4

Диспут «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»

Методическая разработка

Диспут

(февраль 2022)

5

Встреча - беседа с заведующим

Пасекского  ФАПа

«Правила здорового питания»

Открытый диалог

Беседа

 (март 2022)

6

Практикум-исследование «Ты нужен малой родине» (профессии аг. Пасека)

Методическая разработка

Устный журнал

(март 2022)

7

Флешмоб «Мы за ЗОЖ»

Методическая разработка

Флешмоб

(апрель 2022)

8

Час общения

«Друг или враг нам этот табак?!»

Методическая разработка

Час откровенного разговор

(апрель 2022)

9

 

 

 

Спортивные состязания «Пасекскія  асілкі»

Методическая разработка

Спортивное мероприятие

(май 2022)

10

Беседа по профориентации «Дороги, которые мы выбираем»

Методическая разработка

Беседа по профориентации

(май 2022)

 

 

Направление «Я ↔ Семья»

(критерии оценки воспитанности:

отношение к собственному дому, своей семье; отношение к принадлежности своему народу)

1

Семинар-практикум

 «Сям′я – гэта тая крынiца, з якой мы чэрпаем сiлы ýсё сваё жыццё»

Учебная программа семинара

Семинар

 (сентябрь  2022)

Уважительное отношение к родным и близким людям, традициям и обычаям своего дома; уважительное отношение к своим корням и истокам; умение доказывать и отстаивать своё мнение, бороться с несправедливостью в оценке родных и близких людей; трудолюбие, желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается;  уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа; инициативность, забота об окружающих людях старшего поколения;

создание

комплекса практических материалов

 

 

2

Ток-шоу

«От конфликта в семье –

к гармонии отношений»

Методическая разработка

Ток-шоу

(сентябрь 2022)

3

Практикум «Бюджет семьи»

Методическая разработка

Практикум

(октябрь 2022)

4

Тренинг «Общение в семье, семейные проблемы»

Методическая разработка

Тренинг

(октябрь 2022)

5

Час общения

 «Мой дом – моя крепость»

(с приглашением родителей)

Методическая разработка

Беседа

(ноябрь 2022)

6

Заочное путешествие

 «Здесь живёт моя семья»

Методическая разработка

Заочное путешествие

(ноябрь 2022)

7

Диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»

Методическая разработка

Диспут

(декабрь 2022)

8

Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

Методическая разработка

Беседа

(декабрь 2022)

Направление «Я ↔ Культура»

(критерии оценки воспитанности:

отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни)

1

Встреча с настоятелем храма  святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

аг.Пасека

 

Открытый диалог

Встреча

 (январь 2023)

Начитанность и эрудиция; потребность в знании музыки, литературы, искусства; этика и этикет в общении и взаимоотношениях; посещение музея как жизненно необходимая потребность;

культура общения с природой;

создание

комплекса практических материалов

 

2

Акции

«Чудеса на Рождество»,  «Дом без одиночества», «Обелиск», «Ветеран живет рядом»

Методическая разработка

Акция

(в течении срока реализации проекта)

3

«Презентация работ жительницы Пасекского КДЦ Усени Нины Михайловны

Презентация работ

Встреча

(январь 2023)

4

Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир моих увлечений»

 

 

Выставка

 (февраль 2023)

5

Библиорево

«О сказках и библиотеке» Экскурсия в сельскую библиотеку

Методическая разработка

Беседа

(февраль 2023)

6

Беседа «Жыве хай песня

з намi на бацькоýскай зямлi»

Методическая разработка

Беседа

(март 2023)

7

Организация с учащимися и родителями  походов и экскурсий

 

 

Методическая разработка

Экскурсии, походы

 (в течении срока реализации проекта)

 

8

Лiтаратурны вечар

«Ефрасiння Полацкая – славутая дачка беларускага народа»

Методическая разработка

 

Литературный вечер

(март 2023)

9

Игра «Моя Белорусь»

Методическая разработка

Игра

(апрель 2023)

10

Заочная экскурсия

«Падарожжа па Беларусi»

Методическая разработка

Заочная экскурсия

(апрель 2023)

 

11

Изготовление ко Дню Победы Венка Славы. Вахта Памяти

 

Май 2023

12

Экскурсия к памятнику истории и археологии «Курганы»

(аг.Пасека)

Методическая разработка

Выставка

(май 2023)

13

Посещение школьного музея боевой Славы «Навечно в памяти народной»

Методическая разработка

Посещение школьного музея

(май 2023)

Направление «Я ↔ Родина ↔ Отечество»

(критерии оценки воспитанности:

отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа)

1

Поход в зону отдыха «Сказка»

 

Поход

(сентябрь 2023)

Осознание своих прав и обязанностей как гражданина и человека;

устойчивость взглядов и убеждений;

гордость за свою страну, её историю и культуру, успехи и достижения;  хорошие знания значимых событий своей страны;

законопослушность;

создание

комплекса практических материалов

 

2

Экологическое лото

«В мире флоры и фауны»

 

Методическая разработка

Экологическое лото

(сентябрь 2023)

3

Прогулка-исследование

 «Наш дуб-великан»

(аг. Пасека)

Методическая разработка

Прогулка-исследование

(октябрь 2023)

4

Поле чудес

«Знатоки лесной аптеки»

 

Методическая разработка

Поле Чудес

(октябрь 2023)

6

Прогулка «Тропинками малой родины»

 

 

 

Методическая разработка

Интеллектуальная игра

(ноябрь 2023)

 

7

Экскурс в историю

 «Побыт вясковага гаспадара»

 

 

Методическая разработка

Экскурс

(ноябрь 2023)

 

8

Театральное представление в Пасекском КДЦ «Прошу прощения, природа»

 

Методическая разработка

Викторина

(ноябрь 2023)

9

Экскурсия по окрестностям агрогородка Пасека 

«Чудеса малой родины»

Методическая разработка

Экскурсия

(декабрь 2023)

 

10

Посещение узницы ВОВ Курьянович М.С. (д.Шушаравка)

 

Театральное представление

(декабрь 2023)

Отчет о результатах реализации педагогического проекта на II этапе, приложение к отчету в виде аналитических материалов, методических рекомендаций, информационных материалов, методической копилки сценарных разработок

 

III ЭТАП – РЕФЛЕКСИВНЫЙ

ЯНВАРЬ 2024 ГОДА – ИЮНЬ 2024 ГОДА

Задача: анализ результатов реализации педагогического проекта, подготовка к защите педагогического

Содержание работы с педагогами, учащимися

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

 (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

1

Итоговая диагностика учащихся

Анкета

Результативность работы по проекту

(январь 2024)

Итоговая диагностика учащихся

2

Подготовка наглядных презентационных материалов – результатов реализации педагогического проекта

Презентация опыта

План публикаций защиты

(февраль 2024)

Презентация опыта

3

Описание опыта реализации педагогического проекта

Творческий отчет

Круглый стол

(февраль 2024)

Творческий отчет

4

Оформление результатов реализации педагогического проекта

Информационные материалы

Практикум

(март 2024)

Информационные материалы

5

Презентация опыта реализации педагогического проекта

Методические материалы

Круглый стол, презентация опыта

(март 2024)

Методические материалы

6

Формулирование выводов в соответствии с целями и задачами педагогического проекта

Итоговый отчет

Семинар

(апрель – май 2024)

Итоговый отчет

7

Стендовая защита

Презентация материалов

Стендовая защита

(июнь 2024)

Презентация опыта

Итоговый отчет о реализации педагогического проекта с приложениями:

копилка сценарных разработок проведения экскурсий и мероприятий

                   

 

 

свернуть

ОТЧЕТ о результатах реализации педагогического проекта

развернуть

ОТЧЕТ

о результатах реализации педагогического проекта

«Формирование нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию»

Сроки реализации: 2021 – 2024 г.г.

Общие сведения

Государственное учреждение образования «Пасекская средняя школа Стародорожского района».

Директор учреждения образования –  Кригер Наталья Сергеевна.

Тема педагогического проекта «Формирование нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию».

Сроки реализации: 2021-2024 годы.

Участники реализации педагогического проекта:

педагогические работники, (согласно приказу директора от 06.09.2021 г. № 191):

Колесник Ирина Сергеевна– руководитель проекта;

Короленя Наталья Григорьевна – руководитель музея;

Манько Наталия Михайловна – учитель начальных классов;

воспитанники и учащиеся учреждения образования.

Социальные партнёры: Пасекский сельский Совет, государственное учреждение культуры «Пасекский клуб-библиотека»

Консультант педагогического проекта – Валужина Ирина Викторовна, заведующий ГУ «Стародорожский районный учебно-методический кабинет»

Отчёт составлен - Колесник Ириной Сергеевной, руководителем проекта.

10.05.2024 г.

 

Актуальность

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу… Постепенно эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Нет сомнения в том, что гражданственность и патриотизм являются нравственным достоянием человека. Такие качества, как любовь к стране, в которой ты родился, осознание того, что ты связан корнями с чем-то глубинным, осознание принадлежности и уважения к нравственной культуре страны составляет нравственную основу личности.

Общество и государство возлагают на учреждения образования важнейшую задачу: воспитать патриота – подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, гражданина и труженика, защитника Отечества, который готов к служению на благо Родины.

Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества, теряются нравственные ценности подрастающего поколения, углубляются противоречия между старшим поколением и молодёжью.

Важным решением данной проблемы является формирование нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

 

Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся через повышение эффективности воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:

  1. формировать у учащихся нравственные ценности через гражданско-патриотическое воспитание;
  2. использовать эффективные формы патриотического и гражданского воспитания учащихся во внеклассной и внеурочной работе;
  3. создать систему педагогической поддержки, атмосферу сотрудничества между взрослыми и детьми по гражданско-патриотическому воспитанию;
  4. развивать творческую инициативу, активную гражданскую позицию по патриотическому воспитанию учащихся;
  5. определить критерии и показатели уровней сформированности нравственной воспитанности учащихся;
  6. создать сборник методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию для использования в образовательном процессе.

 

Содержание работы участников педагогического проекта

Содержание работы участников педагогического проекта строилось в соответствии с поставленными задачами. Работа строилась по четырём направлениям: организация работы с педагогами, организация работы с учащимися, организация работы с родителями, изучение материально-технической базы. По каждому направлению были продуманы и реализованы мероприятия.

Работа, осуществляемая в рамках педагогического проекта, освещалась на официальном сайте учреждения.

Знакомство педагогов с педагогическим проектом происходило на заседании педагогического совета, протокол №1 от 27.08.21 г. Во время проведения круглого стола были выбраны члены творческой группы. Творческая группа занималась подбором и изучением специальной литературы, методических разработок, виртуальных ресурсов.

В октябре 2021 года проведено анкетирование «Диагностика нравственной мотивации». Результаты анкетирования доведены до сведения педагогов во время проведения методического семинара «Основные направления в системе гражданско-патриотического воспитания» в январе 2022г.

Следует отметить, что результаты исследований помогли выявить учащихся, которые были отнесены в категорию высоконравственных или же со средним уровнем нравственности.  Были внести коррективы в работу: такие ребята участвовали в проведении практических занятий по принципу «равный обучает равного».

С целью создания условий, способствующих формированию нравственных ценностей в учреждении образования организована работа факультативных занятий и объединений по интересам:

Учебный год

Название факультативного занятия, объединения по интересам

Класс

2021/2022

Мы сами

5

Основы гендерной культуры

8

Здоровый образ жизни

2,4

Моё Отечество

2,3

Юный экскурсовод

 

Юный эколог

 

2022/2023

Мы сами

5, 8

Здоровый образ жизни

3

Моё Отечество

3,4

Юный экскурсовод

 

Юный эколог

 

2023/2024

Семь «Я»

1

Мой край

4

Здоровый образ жизни

4

Моё Отечество

5

Мы сами

6

Юный экскурсовод

 

Юный лесовод

 

Первый подготовительный этап реализации педагогического проекта длился с сентября по декабрь 2021 года, задачей которого являлось подготовка учащихся и педагогов к реализации педагогического проекта.

С января 2022 года начался второй внедренческий этап, девиз которого «От теории и просвещения к практике». Сроки его реализации: январь 2022 – декабрь 2023 года. Задача данного этапа – реализация педагогического проекта.

Основным направлением формирования нравственных ценностей учащихся в 2021 – 2022 учебном году являлось «Я – Я».

В течение 2021-2022 учебного года для педагогов, учащихся и их законных представителей  были разработаны информационные буклеты по вопросам духовно-нравственного воспитания: «Правила здорового питания», «Друг или враг нам этот табак?», «Мои жизненные ценности».

В соответствии с планом работы в 2021/2022 учебном году  в рамках педагогического проекта были проведены различные мероприятия:

13.09-18.09.21 Неделя народного единства;

17.09.21 Участие в торжественном мероприятии у мемориала погибшим воинам 121 стрелковой дивизии;

15.02-24.02.22 Декада гражданственно-патриотических дел «Афганистан в судьбах наших земляков»;

15.03.21 Мероприятия, приуроченные ко Дню конституции Республики Беларусь с вручением книг учащимся, достигшим 14-летнего возраста «Я – гражданин Республики Беларусь»;

21.03-26.03.22 Декада духовно-нравственного воспитания «В кругу семьи рождается душа!»;

В период с 21.04 по 05.05.22 для учащихся 5-11 классов прошли Уроки Памяти «Нам этот мир завещано беречь».

06.05.22г. учащиеся и педагоги приняли участие в торжественном Митинге, посвященном 77-й годовщине Великой Победы.

09.05.22 руководитель музея Короленя Н. Г. приняла участие в районном празднике. На праздничные мероприятия, посвященные 77-летию Победы над фашистской Германией, учреждением образования была организована выставка методических материалов "Не меркнет летопись побед". У посетителей была возможность совершить экскурсию "Музей в чемодане", где они познакомились с загадками и тайнами музейных экспонатов.

В 2022 – 2023 учебном году работа по реализации педагогического проекта велась в направлениях «Я – Семья» (сентябрь 2022 – декабрь 2022), «Я – Культура» (январь 2023 – май 2023).

В соответствии с планом работы в 2022-2023 учебном году в рамках педагогического проекта были проведены различные мероприятия:

01.09.22 Первые уроки «Историческая память – дорога в будущее»;

19.09 -23.09.22 Неделя родного языка;

23.09-24.09.22 Мероприятия в рамках проекта «Поезд Памяти»;

24.09.22 Мероприятие «Семейное утро выходного дня»;

21.10.22 Фотоколлаж «Моя семья», конкурс рисунков «Мой любимый папа»;

16.11.22 День толерантности «Мы разные, но мы вместе!»;

26.11.22 Дискуссия «Что делает семью счастливой?»;

08.02.23 Мероприятия, посвящённые Дню юного героя-антифашиста;

15.02-24.02.23 Декада гражданственно-патриотических дел «Афганистан в судьбах наших земляков»;

20.02-25.02.23 Неделя руководителя по военно-патриотическому воспитанию;

15.03.23 Мероприятия, приуроченные ко Дню конституции Республики Беларусь с вручением книг учащимся, достигшим 14-летнего возраста «Я – гражданин Республики Беларусь»;

В марте 2023 года учащиеся приняли активное участие в акции «Вам, гордость Минщины, дарим тепло своей души!».

14.04.23 Встреча с настоятелем храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

05.05.23г. учащиеся и педагоги приняли участие в торжественном Митинге, посвященном 78-й годовщине Великой Победы.

09.05.23 педагоги школы приняли участие в районном празднике, посвящённом Дню Победы. На праздничные мероприятия, посвященные 78-летию Победы над фашистской Германией, учреждением образования была представлена выставка "Нельзя забыть!". У посетителей была возможность принять участие в мастер-классе по изготовлению бумажного голубя «Птица мира», все присутствующие могли своими руками сотворить этот символ мира и добра, и не менее символично закрепить белых птиц на дерево «Мира».

В 2023 – 2024 учебном году работа по реализации педагогического проекта велась в направлении «Я – Родина - Отечество» (сентябрь-декабрь 2023).

В соответствии с планом работы с сентября по декабрь 2023 года в рамках реализации педагогического проекта были проведены различные мероприятия:

16.09.23 Экскурсия на мемориал 121 стрелковой дивизии (ко Дню народного единства);

23.09.23 Поход в зону отдыха «Сказка»;

07.10.23 Туристический поход «Дорогами мужества»; экскурсия в музей боевой Славы «Они остались навечно в строю»;

04.11.23 Посещение выставки творческих работ в Пасекском клубе-библиотеке «Умелые руки не знают скуки»;

11.11.23 Экскурсия по окрестностям аг. Пасека;

25.11.23 Посещение уголка в Пасекском клубе-библиотеке «Сялянская хатка»;

На протяжении реализации педагогического проекта учащиеся привлекались к участию в акциях «Чудеса на Рождество», «Дом без одиночества», «Ветеран живёт рядом», «Обелиск» с целью формирования у молодого поколения гражданско-патриотических качеств и национального самосознания на основе государственной идеологии.

Велико воспитательное значение походов и экскурсий по родному краю, местам боевой славы. Сила их воздействия заключается в том, что воспитание учащихся в данном случае основывается не на общих рассуждениях о патриотизме, а на конкретных судьбах людей, фактах, событиях, примерах. Походы и экскурсии позволяют лучше узнать родной край, его богатство, традиции. Они содействуют физической и духовной закалке молодёжи. Руководителем по военно-патриотическому воспитанию Левшенем М. В. были разработаны и проведены экскурсии и туристические походы: «В единстве сила», «Дорогами мужества», «Дорогами Памяти», «Тропинками малой родины». Были организованы экскурсии в краеведческий музей ГУО «Кривоносовская средняя школа им. героя Советского Союза Р. Н. Мачульского», «Стародорожский этнографический музей», музей ГУО «Языльская средняя школа им. героя Советского Союза Половчени Г. А.», музей ГУО «Горковская средняя школа». 26.04.2023 года в рамках пилотного проекта "Установление единого бесплатного дня посещения музеев Республики Беларусь учащимися, получающими общее среднее, профессионально-техническое, средне-специальное образование" заместителем директора по воспитательной работе была организована экскурсия в мемориальный комплекс «Хатынь» и мемориальный комплекс «Тростенец». 22.11.2023 года учащиеся 7-9 классов посетили Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной Войны. В ходе экскурсии учащиеся ознакомились с экспозицией музея, узнали реальные истории жизни и борьбы советского народа в тяжелые военные годы. Подлинные документы военных лет, огромная экспозиция военной техники и оружия, мультимедийные экспонаты, личные вещи и награды участников Великой Отечественной войны – все это погрузило в атмосферу тех лет, в трагические годы нашей Родины. Учащиеся в очередной раз "прошлись" по страницам истории Великой Отечественной войны, отдали дань памяти жертвам геноцида, почтили память погибших.

На протяжении реализации педагогического проекта проводились мероприятия в рамках информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина», способствующих формированию гражданско-патриотических ценностей.

Огромная роль в формировании нравственных качеств учащихся лежит на плечах классного руководителя, которые координируют деятельность коллектива учащихся, организуют мероприятия по данному направлению работы. С целью формирования осознанной личности гражданина и патриота своей страны, формирования правовой культуры учащихся проводятся такие формы воспитательной работы в классе, как тематические часы «Мои права и обязанности», «Пути создания счастливой семьи», «Родители и Родина – слова одного корня», уроки мужества, информационные часы «Конституция Республики Беларусь», «Я – гражданин Республики Беларусь», «Чернобыльская трагедия», «День единения народов Беларуси и России» и т. д.

В работе по реализации программы  педагогического проекта в активно участвовали законные представители учащихся. Для родителей учащихся 1-11 классов была организована информационно-просветительская работа: семинар-практикум «Семья – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь», тренинг «Общение в семье, семейные отношения», час общения «Мой дом – моя крепость», беседа «Семейные праздники – традиции и обычаи моей семьи», занимательный час «Если есть семья – значит счастлив я».  Родители участвовали в  семейных спортивных праздниках; мероприятиях, посвящённых Дню матери и в других мероприятиях.  

С целью эффективной  реализации педагогического проекта  были установлены социальные партнерские отношения с ГУК «Пасекский клуб-библиотека». В рамках сотрудничества были проведены мероприятия: информационный час «Нет спутника лучше, чем память»; игра-викторина «7 ноября – красный день календаря»; турнир по волейболу «Мы выбираем ЗОЖ»; турниры по шашкам и шахматам; заочное путешествие «Экскурсия по Беларуси».

Показателями эффективности реализации проекта является участие в семинарах, которые способствуют совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, повышают уровень самообразования по данному направлению.

Участие педагогических работников в методических семинарах и вебинарах в период реализации педагогического проекта

Тема

Место проведения

Дата

ФИО педагога

Педагогический проект: тема, разработка, оформление

МОИРО, дистанционный

27.01.2022

Кригер Наталья Сергеевна

Специфика подготовки отчётных материалов по результатам реализации проекта учреждения образования

МОИРО, дистанционный

14.04.2022

Манько Наталия Михайловна

Музейная педагогика: образование и воспитание

МОИРО, дистанционный

27.04.2022

Короленя Наталья Григорьевна

Духовно-нравственное воспитание учащихся через формирование ценностного отношения к христианским традициям в семье

Средняя школа №1 г.Старые Дороги им.Ф.Ф. Куликова

18.11.2022

Короленя Наталья Григорьевна,

Русакович Ольга Ивановна,

Лапицкая Наталья Леонидовна

Особенности оформления паспортов педагогических проектов, претендующих на реализацию в 2023/2024 учебном году

МОИРО, дистанционный

23.11.2022

Колесник Ирина Сергеевна

Музей – как средство воспитания патриотизма

Центр туризма и краеведения

06.12.2022

Короленя Наталья Григорьевна

Гражданское и патриотическое воспитание учащихся средствами художественного творчества

МОИРО, дистанционный

17.02.2023

Батан Владислав Владимирович

Дидактико-методическое обеспечение военно-патриотического воспитания в учреждении образования

МОИРО, платно

22.12.2023

Левшеня Михаил Владимирович

 

Таким образом, систематическая работа по формированию нравственных ценностей позволяет создать условия для осмысления детьми и взрослыми значимости развития гражданско-патриотических качеств, ценностного отношения к себе, людям, обществу, окружающему миру.

 

Оценка результатов реализации педагогического проекта

Календарный план  педагогического проекта на 2021 – 2024 года выполнен в полном объёме.

Для оценки эффективности реализации проекта проводилась итоговая диагностика учащихся, которая показала повышение уровня нравственной мотивации.

Наблюдения показали, что у учащихся расширились знания (нравственно-эстетических и духовных ценностей, существующих этических норм и правил поведения); у них появились умения (принимать правильные решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации); учащиеся приобрели навыки и привычки культуры поведения в быту, когнитивные и эмоционально-волевые качества.

Участие учащихся, их родителей  и педагогов в сетевом взаимодействии в рамках проекта позволило более детально структурировать воспитательную работу, внести в неё новизну, расширить знания  участников по теме проекта.

Постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности нравственного воспитания в семье и школе, формирования активной гражданской позиции. Работа учреждения образования в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Таким образом, анализ проведенных мероприятий подтверждает, что работа педагогического коллектива школы по реализации педагогического проекта принесла положительные результаты:

  • у учащихся к концу 2023-2024 учебного года нравственные качества стали проявляться активнее по сравнению с началом 2021-2022 учебного года;
  • педагогический проект привлекателен для его участников тем, что он помогает реализовать свой опыт; расширить представления учащихся о нравственных ценностях, которые формируют гражданско-патриотические качества личности;
  • управленческая команда организовала содержательную работу по реализации целей и задач педагогического проекта. Усилия были направлены  на организацию системного подхода по вопросу формирования нравственных ценностей учащихся.

Материально-техническая и методическая базы, подготовленность педагогических кадров, данные запросов учащихся, их законных представителей,  позволили  организовать результативную работу по реализации педагогического проекта.

 

Представление результатов реализации педагогического проекта

Во время реализации педагогического проекта на базе учреждения образования были проведены заседания в рамках работы учебно-методических объединений, в ходе которых педагогами были проведены открытые воспитательные мероприятия по теме педагогического проекта: классный час «Хочу – могу – надо», тренинг «Тайны собственного Я», диспут «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности» и др.

06.01.2022 творческой группой был проведён методический семинар для педагогов «Основные направления в системе гражданско-патриотического воспитания». В ходе семинара руководитель по военно-патриотическому воспитанию Михаил Владимирович Левшеня рассказал о реализуемой в учреждении образования системе работы, направленной на гражданскую самореализацию личности в современном социуме, проводимых мероприятиях и достижениях учащихся. Заместитель директора по воспитательной работе Ирина Сергеевна Колесник  рассказала об инновационных подходах и технологиях, используемых в школе.

С целью совершенствования системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выявления проблем, путей и способов эффективности деятельности в данном направлении 28.03.2023 года в учреждении образования проведён педагогический совет «Система работы учреждения образования по гражданско-патриотическому воспитанию».

Приобретен положительный опыт формирования и развития нравственных ценностей у учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию, о чем свидетельствует положительная динамика участия учащихся и педагогов в различного рода конкурсах, акциях, конференциях районного, областного, республиканского, международного уровней.

Наиболее значимыми достижениями являются:

  • 3 место в районном этапе республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования (Мецко В., Лисичкина В., Клюйко М.)
  • 2 место в районном этапе конкурса рисунков «Хатынь глазами детей» (Свинко А.)
  • Диплом 2 степени в областной дистанционной олимпиаде «На пути к успеху» по учебному предмету «Мая Радзіма – Беларусь» (Лапаник Н.)
  • 1 место в районном этапе молодёжного конкурса «Помнить. Чтить. Не допустить»
  • 1 место в районном этапе республиканского конкурса «Капитал места» (Свинко Я., Турец Д.)
  • Диплом победителя в областной интеллектуальной онлайн-олимпиаде «История и культура храмов Минщины» (Дубик И. А., учитель истории и обществоведения)
  • Диплом 1 степени в Республиканской онлайн-викторине «Я - гражданин Республики Беларусь» (Лапаник Д., Свинко Я., Авчинников Е.)
  • 2 место в районном этапе республиканского конкурса юных экскурсоводов музеев учреждений образования (Турец Д.)
  • Сертификат участника XVII Международной молодёжной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа» (Турец Д.)

 

Представление результатов педагогического проекта в СМИ

№ п/п

Автор

Название (тема) публикации

Название СМИ

Дата публикации

1

Дубик И. А., учитель истории

Усё тое, што вы не ведалі пра старадарожскія храмы

Навіны Старадарожчыны

24.06.2023, №25

2

Колесник И. С., заместитель директора по ОД

Фарміраванне маральных каштоўнасцяў у навучэнцаў праз арганізацыю работы па грамадзянска-патрыятычнаму выхаванню

Сборник материалов международной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в учреждении образования»

30.08.2023

3

Дубик И. А., учитель истории

Фарміраванне маральных каштоўнасцяў у навучэнцаў праз арганізацыю работы па грамадзянска-патрыятычнаму выхаванню

Беларускі гістарычны часопіс

№3/2023

4

Колесник И. С., заместитель директора по ОД

Педагогический коллектив

Сборник методических разработок "Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию»

Официальный сайт учреждения образования

Март, 2024

 

Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта

Главным результатом деятельности по проекту является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца.

Данный проект позволяет сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические, сформировать человеческие устои, понимание добра и зла. Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать  потребность созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

свернуть

ФОТООТЧЁТ по итогам реализации педагогического проекта

развернуть