Советы психолога

Республиканский центр психологической помощи

    

Адресулица Чюрлёниса д.3, Минск 220045
 
Время работы: 
пятница 08:30–20:00
суббота Закрыто
воскресенье Закрыто
понедельник 08:30–20:00
вторник 08:30–20:00
среда 08:30–20:00
четверг 08:30–20:00
 
 
 
 
 
 
 
 
Телефон8 017 300-10-06
 
Предварительная запись:  rcpp.by
Переход на сайт центра: http://rcpp.by/
 

 

Психологическая помощь. Телефоны доверия

развернуть

Помощь пострадавшим от домашнего насилия

развернуть

Как противодействовать негативному влиянию окружающих

развернуть

Алкоголь, наркотики и прочие вредные вещи никого еще не сделали героем, а вот испортили жизнь многим; не живите по принципу «куда все, туда и я». Имейте по любому вопросу свое собственное, осознанное мнение, а не навязанное извне.

Задумывайтесь, какие инициативы друзей являются позитивными, какие нейтральными и какие способны привести к тяжелым последствиям.

Составьте список возможных предложений со стороны сверстников, на которые предпочли бы ответить отказом. Например, попробовать наркотики, повредить чужое имущество, оскорбить человека. К каждому нежелательному предложению продумать варианты отказа от него.

Попробуйте использовать следующие способы сказать «НЕТ»:

- сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать отвечать «НЕТ»;

- объяснить причины отказа, но не оправдываться. Вы имеете право на свою точку зрения;

- перейти в наступление, сообщив собеседнику, что он на вас давит;

- сформулировать отказ в шутливой форме, не сдавая при этом своих позиций;

- предложить заняться чем-тодругим;

- уйти и не участвовать в нежелательном действии;

- попытаться отговорить остальных от совершения поступка, имеющего негативные последствия.

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

развернуть

Аутоагрессия: что это такое в психологии?

Понятие аутоагрессия охватывает все ситуации, при которых человек осмысленно наносит вред себе или совершает опасные для своей жизни и здоровья действия. Обычно это способ справиться с тяжелыми эмоциями или ощущением крайней формы страдания. Аутоагрессию описывают, как внутренний крик.

         

Спектр аутоагрессивных действий очень широк: от самоунижения, причинения себе сиюминутной боли (селфхарм) до саморазрушающей деятельности, которая может иметь отдаленный негативный прогноз. Алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ожирение, пренебрежение безопасностью, занятие опасными видами спорта, сексуальные девиации относят к аутоагрессии, если поведение вызвано сознательными или бессознательными мотивами навредить себе. Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи.   

Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс.

Аутоагрессия — это серьезная проблема. Она реальна.

свернуть

Успешно подготовиться и удачно сдать экзамены - под силу каждому!

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности

(10 «секретов»)

 

Первый «секрет» - помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

 

Второй «секрет» - составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

 

Третий «секрет» - начни с самого трудного, но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

 

Четвертый «секрет» - полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 

 Пятый «секрет» - разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

 

Шестой «секрет» - толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

 

Седьмой «секрет» - готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

 

Восьмой «секрет» - оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

Девятый «секрет» - вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

 

Десятый «секрет» - когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.  

Успеха и отличных результатов! 

свернуть

Профилактика  деструктивного поведения учащихся

развернуть

Даже если человек страдает сам из-за себя,

                                                разве не лучше, чтобы ему помогли,

                                    если кто-то на это способен?

Серен Кьеркегор.

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали

и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все

сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные

моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с

такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему

возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Психологивыявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний,

указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого

поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто

обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души

ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость.

Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и

неадекватность.

Ребенок

потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой

адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего

стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

 

Усилия взрослых  нужно направить на то, чтобы

переключить отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные

действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается,

что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить

собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при

первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое

поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять

их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно,

дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные

фразы.

Дети учатся жить у жизни:

1.​ Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

2.​ Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

3.​ Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

4.​ Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

5.​ Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

6.​ Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

7.​ Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

8.​ Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

9.​ Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится находить любовь в этом мире.

10.​ Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

 

свернуть

Телефон доверия экстренной психологической помощи

развернуть

Как можно подготовить себя для успешной учебы?

развернуть

Эффективные учебные навыки

Постарайтесь приобрести и развивать следующие полезные привычки:

  • Отвечайте за себя.
    Ответственность - это осознание того, что для достижения успеха вы сами должны определить свои приоритеты, распределение времени и ресурсов.
  • Сконцентрируйтесь на своих ценностях и принципах.
    Не позволяйте друзьям и знакомым указывать, что для вас важно.
  • Поставьте первостепенные вещи первыми.
    Следуйте своим приоритетам и не позволяйте другим людям или их приоритетам отвлекать вас от вашей цели
  • Определите время и место своей наибольшей продуктивности.
    Утро, день, вечер; отыщите пространство, где вы можете наиболее сосредоточиться и работать продуктивно. Расставьте приоритеты в соответствии со степенью трудности материала.
  • Показывайте себя с лучшей стороны.
    Вы выиграете, если будете выполнять все наилучшим образом не только для себя, но и для однокашников и даже преподавателей. Если вы довольны собой, класс выступит в роли независимого эксперта вашего поведения, и его оценка может не совпадать с вашим собственным представлением.
  • Сначала поймите других, а потом старайтесь, чтобы поняли вас.
    Когда вы с преподавателем должны обсудить спорный вопрос, например, о продлении срока выполнения задания, поставьте себя на место преподавателя. Теперь спросите себя, как лучше представить свой аргумент в его/ее ситуации.
  • Ищите наилучшее решение проблем.
    Например, если вы не понимаете материал, не надо его перечитывать. Попробуйте что-нибудь еще! Посоветуйтесь с преподавателем, куратором, однокашником или еще с каким-нибудь специалистом.
  • Будьте требовательны к себе.

 

Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
 10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 

Если тебе трудно отвечать на уроке
Существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса. Первый: подготовка урока. Второй: умение отвечать в классе. Ты дома готовишься к урокам, знаешь уроки хорошо, а в классе тебе трудно отвечать? Умение хорошо отвечать на уроке – это весьма сложное дело. Это умение складывается из трех основных частей:
1. Хорошая подготовка к урокам дома. Каждый знает: если не подготовишь урок, если не позанимаешься дома, скорее всего, ответишь плохо.
2. Самая лучшая работа вашего мозга в момент ответа. Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто ученик при ответе в классе использует одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже ответив, вспоминает: «Ах, ведь я мог сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказал?» Прежде всего, потому, что мозг ученика во время ответа работал не совсем хорошо. Это очень важно. У ученика не было внимания, сосредоточенного только на том предмете, по которому его спрашивал учитель. Ученика вызвали отвечать, а он разглядывает класс, смотрит в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за окном... Согласись: такое поведение, конечно же, не помогает сосредоточиться.
Несколько практических советов:
Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель. Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что ты знаешь по теме заданного вопроса.
Не бойся получить низкую оценку, помни: страх парализует работу мозга. Он пагубно влияет на память, и ты не скажешь даже четвертой части того, что знаешь.
Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок это результат обыкновенной трусости, неверия в собственные возможности. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносят пользы.
Ты всегда ответишь лучше, если настроен на то, что будешь отвечать. Очень часто этот настрой бывает обратным. «А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать?» Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психологический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» – это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готов ответить.
3. Практика. При ответах на уроках, так же, как и в других делах, необходимо иметь... практику. Если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, не бояться использовать все имеющиеся знания, следует попрактиковаться в ответах. Каким образом?
Первый способ. Уча урок, повтори его вслух собственными словами (не из книги!). Один или два раза. Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал!
Второй способ. Можно делать уроки вдвоем – с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хочешь хорошо отвечать на уроке, поиграть в «учителя и ученика». Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ставить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьезно. Потому что именно это – самое лучшее повторение урока, которое потом помогает при настоящем ответе в классе.
Третий способ. Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках.
Четвертый способ. Ежедневно по десять минут читай громко, медленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить. Чтение – даже тихое – это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе.
Дополнительный способ. Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать. Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику!

Можешь знать даже немного меньше, чем твой товарищ, а отвечать – лучше. Потому что очень много зависит от... умения отвечать.

свернуть

Горячие линии

Если ты попал в трудную ситуацию и тебе нужна помощь - позвони ...
развернуть

К СВЕДЕНИЮ

Круглосуточные телефоны доверия УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»: 8-017-202-04-01, 8029 899 0401

 

Анонимный прием врачей-психиатров-наркологов, врачей-психотерапевтов, психологов 

(тел. для записи: 8-017-331-90- 64, 8-029-1017373, 8-029-7746659). 

 

Горячая телефонная линия наркологической помощи 8-017-331-90-64 

 

Общенациональный анонимный телефон доверия для несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию 8-801-100-16-11

 

В УЗ “Стародорожская ЦРБ” также можно получить информацию

Нарколог принимает в кабинете № 62.

Время работы:  8.00-16.00, обед 13.00-14.00.     

Дополнительную информацию можно получить по телефону 58-3-99

 

Психолог принимает в кабинете № 65а. 

Время работы: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. 

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8-029-369-63-48

свернуть