Советы психолога

Никогда не будет лишним ознакомиться с советами психолога о том, как наладить удалённое обучение в домашних условиях. С рекомендациями психолога Минского областного института развития образования о дистанционном обучении на дому можно ознакомиться здесь.

 

Календарь неумолимо отсчитывает время, показывая нам приближение завершения учебного года.

Апрель-май – пора, когда учащиеся учреждений образования интенсивно готовятся к экзаменам и централизованному тестированию.

Полезные советы психологов о том, как рационально и без вреда для здоровья организовать преддверие олимпиад, конкурсов, экзаменов, ЦТ, не будут лишними для педагогов, родителей и особенно самих учащихся.

Знакомьтесь с рекомендациями, разработанными в управлении мониторинга качества образования Национального института образования Республики Беларусь.

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ 

Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов

Если ты одинок...

• Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

• Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.

• Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.

• Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.

• Подумай, есть ли такие люди в твоём окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?

• Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.

• Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить.

• Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

• И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?

Если ты испытываешь стресс...

• Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.

• Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай её на окружающих, так как рискуешь остаться один.

• Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: "Утро вечера мудренее!". Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлечённым. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.

• После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

• Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.

• Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.

• Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

• Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.

• Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.

• Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

• И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!

Если у тебя напряжённые отношения с родителями...

• Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт.

• Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми.

• Попроси родителей рассказать о своей юности. Это приведет к более глубокому пониманию между вами.

• Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок.

• Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью.

• Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку.

• Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни.

• Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ

Застенчивые  дети  очень  внушаемые,  поэтому:

не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности

не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы

включайте  их  в  общественные  посильные  дела

хвалите   их  за  самостоятельность

стимулируйте  их  личную  ответственность

позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены, поэтому:

никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова— это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны

ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них, лучше  несколько  дистанцироваться  от  них

не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения,  следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции

останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов

обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения

не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны

выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение

наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе

учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми — агрессии

не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать,  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны

воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием

не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях

найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания —дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.     Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.     При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.     Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.     В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности.

В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала.

В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.

При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.