Советы психолога

Республиканский центр психологической помощи

    

Адресулица Чюрлёниса д.3, Минск 220045
 
Время работы: 
пятница 08:30–20:00
суббота Закрыто
воскресенье Закрыто
понедельник 08:30–20:00
вторник 08:30–20:00
среда 08:30–20:00
четверг 08:30–20:00
 
 
 
 
 
 
 
 
Телефон8 017 300-10-06
 
Предварительная запись:  rcpp.by
Переход на сайт центра: http://rcpp.by/
 

 

Как можно подготовить себя для успешной учебы?

развернуть

Эффективные учебные навыки

Постарайтесь приобрести и развивать следующие полезные привычки:

  • Отвечайте за себя.
    Ответственность - это осознание того, что для достижения успеха вы сами должны определить свои приоритеты, распределение времени и ресурсов.
  • Сконцентрируйтесь на своих ценностях и принципах.
    Не позволяйте друзьям и знакомым указывать, что для вас важно.
  • Поставьте первостепенные вещи первыми.
    Следуйте своим приоритетам и не позволяйте другим людям или их приоритетам отвлекать вас от вашей цели
  • Определите время и место своей наибольшей продуктивности.
    Утро, день, вечер; отыщите пространство, где вы можете наиболее сосредоточиться и работать продуктивно. Расставьте приоритеты в соответствии со степенью трудности материала.
  • Показывайте себя с лучшей стороны.
    Вы выиграете, если будете выполнять все наилучшим образом не только для себя, но и для однокашников и даже преподавателей. Если вы довольны собой, класс выступит в роли независимого эксперта вашего поведения, и его оценка может не совпадать с вашим собственным представлением.
  • Сначала поймите других, а потом старайтесь, чтобы поняли вас.
    Когда вы с преподавателем должны обсудить спорный вопрос, например, о продлении срока выполнения задания, поставьте себя на место преподавателя. Теперь спросите себя, как лучше представить свой аргумент в его/ее ситуации.
  • Ищите наилучшее решение проблем.
    Например, если вы не понимаете материал, не надо его перечитывать. Попробуйте что-нибудь еще! Посоветуйтесь с преподавателем, куратором, однокашником или еще с каким-нибудь специалистом.
  • Будьте требовательны к себе.

 

Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
 10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

 

Если тебе трудно отвечать на уроке
Существуют два разных, хотя и связанных между собой вопроса. Первый: подготовка урока. Второй: умение отвечать в классе. Ты дома готовишься к урокам, знаешь уроки хорошо, а в классе тебе трудно отвечать? Умение хорошо отвечать на уроке – это весьма сложное дело. Это умение складывается из трех основных частей:
1. Хорошая подготовка к урокам дома. Каждый знает: если не подготовишь урок, если не позанимаешься дома, скорее всего, ответишь плохо.
2. Самая лучшая работа вашего мозга в момент ответа. Сосредоточенность внимания при ответе. Очень часто ученик при ответе в классе использует одну треть или половину имеющихся знаний. Только потом, уже ответив, вспоминает: «Ах, ведь я мог сказать и то, и то, и это! Почему я этого не сказал?» Прежде всего, потому, что мозг ученика во время ответа работал не совсем хорошо. Это очень важно. У ученика не было внимания, сосредоточенного только на том предмете, по которому его спрашивал учитель. Ученика вызвали отвечать, а он разглядывает класс, смотрит в потолок, на подружек и друзей, на то, что происходит за окном... Согласись: такое поведение, конечно же, не помогает сосредоточиться.
Несколько практических советов:
Когда отвечаешь, старайся собрать все свое внимание только на вопросе, который тебе задал учитель. Думай только о предмете своего ответа. Не распыляй свое внимание на мысли о том, какую получишь оценку, что скажет учитель, что скажут подруги или друзья. Тебе нужно только одно: сказать все, что ты знаешь по теме заданного вопроса.
Не бойся получить низкую оценку, помни: страх парализует работу мозга. Он пагубно влияет на память, и ты не скажешь даже четвертой части того, что знаешь.
Если ты начинаешь слушать подсказки, твое сознание почти автоматически перестает работать самостоятельно. Слушание подсказок это результат обыкновенной трусости, неверия в собственные возможности. А когда не веришь себе, не можешь использовать даже тех знаний, которыми владеешь. Другими словами, слушание подсказок и их использование в большинстве случаев не приносят пользы.
Ты всегда ответишь лучше, если настроен на то, что будешь отвечать. Очень часто этот настрой бывает обратным. «А вдруг меня не вызовут? А вдруг мне удастся не отвечать?» Именно это и есть обратный настрой. Результат в большинстве случаев тоже обратный. Помни: так называемый психологический настрой, готовность «отвечать», а не «не отвечать» – это иногда половина успеха. Тогда ты не теряешь голову, что тебя неожиданно вызовут, в каждый момент ты готов ответить.
3. Практика. При ответах на уроках, так же, как и в других делах, необходимо иметь... практику. Если ты хочешь хорошо, смело и свободно отвечать на уроках, не бояться использовать все имеющиеся знания, следует попрактиковаться в ответах. Каким образом?
Первый способ. Уча урок, повтори его вслух собственными словами (не из книги!). Один или два раза. Если нет возможности повторить его громко из-за того, что в одной комнате готовят уроки твои братья или сестры, повтори тихо, но выговаривая слова четко, так, чтобы ты сам их услышал!
Второй способ. Можно делать уроки вдвоем – с подругой или другом. При таком учении необходимо, если хочешь хорошо отвечать на уроке, поиграть в «учителя и ученика». Конечно, при такой игре можно посмеяться, пошутить, ставить фантастические оценки, но... ответы надо принимать серьезно. Потому что именно это – самое лучшее повторение урока, которое потом помогает при настоящем ответе в классе.
Третий способ. Если ты рассказываешь родителям, друзьям, знакомым о каком-нибудь интересном событии, старайся говорить красиво и выразительно. Это один из самых лучших способов получения практики для ответов на уроках.
Четвертый способ. Ежедневно по десять минут читай громко, медленно и выразительно несколько страниц из хорошей, интересной для тебя книги. Такое чтение обогатит твой словарь, ты будешь иметь «для употребления» большое количество слов, оборотов и будешь смелее и свободнее говорить. Чтение – даже тихое – это очень хороший метод освоения большого количества слов. Да, со словами тоже надо осваиваться! Потом это тебе очень пригодится при ответах в классе.
Дополнительный способ. Не избегай ответов на уроке. Это значит: не только будь настроен на ответ, но и стремись отвечать. Сначала, может быть, ответы твои будут немного «хромать», но потом... увидишь, какую получишь практику!

Можешь знать даже немного меньше, чем твой товарищ, а отвечать – лучше. Потому что очень много зависит от... умения отвечать.

свернуть

Горячие линии

Если ты попал в трудную ситуацию и тебе нужна помощь - позвони ...
развернуть

К СВЕДЕНИЮ

Круглосуточные телефоны доверия УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»: 8-017-202-04-01, 8029 899 0401

 

Анонимный прием врачей-психиатров-наркологов, врачей-психотерапевтов, психологов 

(тел. для записи: 8-017-331-90- 64, 8-029-1017373, 8-029-7746659). 

 

Горячая телефонная линия наркологической помощи 8-017-331-90-64 

 

Общенациональный анонимный телефон доверия для несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию 8-801-100-16-11

 

В УЗ “Стародорожская ЦРБ” также можно получить информацию

Нарколог принимает в кабинете № 62.

Время работы:  8.00-16.00, обед 13.00-14.00.     

Дополнительную информацию можно получить по телефону 58-3-99

 

Психолог принимает в кабинете № 65а. 

Время работы: 8.00-17.00, обед 13.00-14.00. 

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8-029-369-63-48

свернуть